При появлении первых признаков протекания крыши ее нужно срочно ремонтировать. Даже самая незначительная течь может привести в дальнейшем к большим неприятностям: штукатурка на потолке и стенах потрескается и может осыпаться, балки и черные потолки начнут гнить. Настлать новую крышу над жилым домом — дело довольно сложное, а произвести мелкий ремонт ее может каждый.
Определить место течи в крыше по мокрому пятну на потолке или стене почти невозможно, так как пятно появляется часто не под тем местом, где течет: вода по доскам опалубки или перекрытиям стекает далеко от действительного места разрушения кровли. Забравшись на крышу, тоже трудно найти в ней небольшую дырочку. Кровлю надо осмотреть в ясный день с чердака, предварительно очистив ее от грязи и мусора, тогда легко заметить даже самые маленькие отверстия и щели. Найдя места течи, их надо отметить, пропустив через отверстие проволочку. Обязательно осматривайте крышу весной, сразу как стает снег, а также перед наступлением осенних дождей. Чтобы крыша служила дольше, периодически удаляйте с нее снег, пыль и налетающие отовсюду мусор, листья, ветки деревьев и т. д. Кровля из шифера — одна из наиболее распространенных. Шифер продается в виде плоских плиток и волнистых листов. По сравнению с другими кровельными материалами шифер имеет то преимущество, что он огнестоек, долговечен, требует сравнительно небольших затрат на устройство и текущий ремонт. К недостаткам следует отнести сравнительно небольшую прочность, хрупкость. Плоские плитки под влиянием высокой температуры иногда коробятся, поэтому их не рекомендуется применять в районах с жарким климатом.
Устройство шиферной кровли
Шифер укладывается по брусчатой или дощатой обрешетке. Листы начинают прибивать от карнизного ряда, переходя выше до самого конька. Вышележащий лист должен перекрывать нижний на 10 — 14 см. Чем круче скат крыши, тем меньше делается напуск листов. В горизонтальных рядах листы кладутся внахлестку на целую волну или полуволну. Коньки крыши и ребра обшивают специальными коньковыми листами, в крайнем случае можно использовать доски, плотно сбитые под углом. Для крепления листов шифера применяются специальные шиферные гвозди. Можно пользоваться и обычными строительными гвоздями, но под их головки надо подкладывать две шайбы: верхнюю — из обрезков оцинкованной кровельной стали и нижнюю — из толя или рубероида. Для предохранения головок обыкновенных гвоздей от коррозии их проолифливают и покрывают суриковой замазкой. Листы прибивают в местах соединения обязательно в гребне волны, иначе крыша будет протекать. Ходить по шиферной крыше нужно очень осторожно, снег — сметать, а не сбрасывать лопатой. Ремонт такой крыши обычно сводится к заделке небольших трещин и отколов цементным раствором (1 часть цемента на 2 части песка).
Металлическая кровля
Преимущество этой кровли перед другими заключается в том, что она дает возможность покрывать крыши любой конфигурации, соединять листы непроницаемо для воды. Кровельное железо сравнительно легкий материал, что позволяет использовать легкие стропила и подрешетку. Такая крыша удобна для ухода: по ней можно ходить, счищать с нее снег лопатой и т. д. К недостаткам кровли нужно отнести малую огнестойкость и высокую стоимость сооружения и эксплуатации. Настилка стальной крыши довольно сложна и производится мастерами-кровельщиками, но совсем нетрудно правильно ухаживать за ней и своевременно производить текущий ремонт, от чего зависит ее долговечность. Самый надежный способ заделки небольших отверстий в стальной кровле — это, конечно, пайка и применение эпоксидной шпатлевки или клея. В качестве временных заплат для заделки более крупных отверстий можно использовать такие материалы, как толь, рубероид, мешковину, парусину, брезент и др. Заплатки вырезают с таким расчетом, чтобы они на 5 — 10 см перекрывали края отверстия. Для наклейки заплат лучше всего воспользоваться горячим битумом — он быстро схватывает и прочно склеивает. Пригодны для этой цели холодные битумные мастики, используемые для окраски днища легкового автомобиля, но они долго сохнут. Горячий битум можно приготовить в старом ведре, большой кастрюле, старом баке для кипячения белья, корыте и т. д. Для удобства посуду ставят на сооруженные из кирпичей подставки. Горячую смолу удобно разливать консервной банкой, прибитой за крышку двумя гвоздями к палке. Для разравнивая смолы на крыше может потребоваться другая палка со свернутой и прибитой к ее концу мешковиной. Все это нужно приготовить заранее. В горячую смолу для эластичности, особенно при сплошной заливке, добавляют немного солярки. С горячей смолой нужно обращаться исключительно осторожно: при попадании на кожу она вызывает сильные ожоги. Работайте обязательно в рукавицах и спецовке. Очистив края отверстия от грязи, ржавчины и шелушащейся старой краски, их обмазывают горячим битумом и быстро накладывают заплатку. Поверхность заплаты и крышу у ее краев затем промазывают смолой. Для прочности сверху можно приклеить еще одну заплату, но она должна перекрывать нижележащую сантиметров на пять. Снова все покрывают смолой. Соединение листов стальной кровли: а — заготовка; б — простой фальц; в — двойной фальц; г — загибание фальцев молотком При желании можно сделать заплату и из кровельного железа. Для этого лист выбирают с таким расчетом, чтобы его края можно было заложить вместе с краями старого покрытия в общие стоячие фальцы. Фальц — это место соединения листов кровельного железа между собой. Верхние и нижние края заплаты соединяют со старой кровлей лежачим фальцем. Его загибают по направлению уклона крыши. Места соединения нужно хорошо промазать густотертым суриком или шпатлевкой под масляные краски. Фальцы подгибают, используя второй молоток . Для подмазки фальцев и мелких отверстий пользуются так называемой суриковой замазкой, состоящей (в, граммах): сухой просеянный мел — 610, железный сурик сухой — 150 и олифа натуральная — 140. Металлические кровли обычно красят масляными красками. Перед настилкой новой кровли листы олифят с обеих сторон, применяя для этого олифу самого высокого качества (натуральную или «оксоль»). Крышу лучше всего красить ранней весной или осенью в сухую, но не жаркую погоду. Для получения стойкого и долговечного покрытия на ранее крашенной кровле необходимо тщательно подготовить поверхности: ржавчину и отслоившуюся краску удаляют скребками, проволочными щетками и крупнозернистыми шлифовальными шкурками. При окраске особенно тщательно нужно покрывать гребни и фальцы, так как разрушение обычно начинается с этих мест. Последние растушевочные мазки кистью делать вдоль гребней, то есть по скату кровли. Чтобы покрытие было вполне надежным, окраску производят не менее двух раз. Перед нанесением второго слоя краски грунтовочный слой должен как следует высохнуть. Работая на крыше, необходимо принимать все меры предосторожности, пользоваться трапами, привязываться, если крыша стишком крутая. Водосточные желоба и трубы, если их своевременно не очищать, могут послужить причиной преждевременного выхода из строя не только крыши, но и стен дома. Листья, пыль, мусор, хвоя — все, что обычно скапливается на крышах, впитывает влагу, и железные листы начинают быстро ржаветь. Если засоряется окно, соединяющее желоб с водосточной трубой, вода будет переливаться через край желоба и попадать на стену. Оставшаяся в водосточной трубе вода при замерзании может разорвать ее. Чтобы предотвратить попадание мусора в водосточную трубу, надо над отверстием ее горловины укрепить сетку из проволоки (рис. в). Очищать желоба и водосточные трубы нужно периодически, а после осеннего листопада и стаивания снега обязательно. Водосточные желоба и трубы обычно делают только на металлических крышах, хотя целесообразность их применения на других крышах очевидна. Имея небольшой навык в работе с листовым металлом, из кусков кровельной жести можно согнуть хорошие водостоки своими силами. Способ крепления металлического желоба к крыше показан на рис. а. Водосточные желоба: а— способы крепления металлических желобов; б — способ крепления деревянного желоба; в — сетка из проволоки над водосточной трубой; г — устройство желоба из досок 1— металлическая пластинка; 2 — толевая прокладка; 3 — крепление желоба к стене гвоздем; 4 — проволочная сетка; 5 — крепление к карнизу шурупом Желоб может быть и деревянным. Его или сколачивают из трех оструганных досок, или делают из горбыля по профилю, показанному на рис. г и прибивают к стене длинными гвоздями. Разрезанная верхняя часть водосточной трубы крепится к деревянному желобу гвоздями. Деревянные желоба полезно покрасить масляной краской или осмолить.
Источник: http://www.dachniky.com/
/ mastedom.ru 4-04-2011, 10:48
|