Перед началом строительства самодельной лодки плоскодонки следует заготовить необходимые материалы, и летали, начертить на листе миллиметровки или бумаги плаз, поперечные сечения. Если вы не нашли рекомендованных материалов, их можно заменить. Например, ель на сосну, дуб на бук, Cт3 можно и на любую другую, имеющуюся под рукой. Очертания поперечного силового набора переносятся с плаза на заготовки поперечных и вертикальных деталей шпангоутов. Они вырезаются, обрабатываются и тщагельно подгоняются друг к другу, затем скрепляются между собой при помощи медных или латунных гвоздей и эпоксидного клея.
Для сборки каркаса самодельной лодки плоскодонки нужно подготовить стапель. В качестве последнего можно использовать деревянный пол вашей мастерской или изготовить из досок толщиной 40 50 мм щит размерами 3500x1000 мм. На стапеле устанавливают и закрепляют с помощью деревянных подкладок ранее подготовленный в соответствии с чертежом килевой брус, на котором размечают плоскости расположения шпангоутов. На первом этапе постройки каркаса лодки на килевом брусе временно с помощью брусков и гвоздей закрепляют шпангоуты № 0 - 6. Причем «нулевой» шпангоут, состоящий, только из нижнего элемента и транцевой доски, устанавливается под углом 10 градусов к вертикальной плоскости.
Перед закреплением шпангоутов их необходимо выставить по отвесу и уровню. Теперь можно приступить к установке стрингеров днища. Каждый из них последовательно подгоняют к шпангоутам и закрепляют гвоздями и эпоксидным клеем. В последнюю очередь таким же методом производят окончательную установку килевого бруса. Ко второму этапу сборки каркаса приступают после окончательного затвердевания эпоксидки. Для подгонки стрингеров к шпангоутам № 7, 8 и к форштевню их придется изгибать. Поэтому, если они недостаточно эластичны, передние концы стрингеров нужно предварительно размочить или распарить. Установку шпангоутов и форштевня производят аналогично предыдущим.
Подгонку стрингеров к шпангоутам и их фиксацию лучше делать попарно, начиная с пары внутренних симметричных относительно продольной оси лодки. В случае, если стрингеры были размочены или распарены, фиксацию их к шпангоутам осуществляют скруткой из мягкой проволоки, после чет дают высохнуть в течение нескольких дней, а затем ставят на клей и гвозди. Последняя и наиболее сложная операция - соединение стрингеров с форштевнем.
Технологию сборки такого места каждый мастер наверняка применит свою, а в качестве рекомендации приведем следующую:
1. Разметить и пропилить паз в заготовке форштевня под килевой брус.
2. Подогнать эти детали и соединить их эпоксидным клеем.
3. Выдержать до полного затвердевания клея. 4. Разметить и пропилить пазы в заготовке форштевня под верхние стрингеры.
5. Подогнать эти детали и склеить. 6. Выдержать до полного затвердевания клея.
7. Проделать операции, указанные в н.н. 1 —6, для соединения форштевня с остальными стрингерами.
Теперь каркас самодельной лодки плоскодонки вчерне готов. Нужно подготовить его к обшивке. Для чего с помощью гибкой рейки проверьте плавность обводов и, при необходимости, доработайте шпангоуты и стрингеры рубанком, рашпилем и крупнозернистой шкуркой. Обшивка лодки состоит из трех 3aготовок, раскроенных по чертежам, представленным на рисунке. В случае если под рукой не оказалось листов фанеры необходимых размеров, заготовки можно сделать из нескольких деталей, соединив встык и укрепив место стыка после но вводят древесную муку (можно заменить детской присыпкой или тальком) для снижения текучести клея и обеспечения неразрывности клеевого шва.
Закрепление обшивки на каркасе производят в следующей последовательности: на днище, на бортах, на палубе. Перед обшивкой палубы в целях повышения водостойкости необходимо покрыть несколькими слоями горячей олифы или паркетного лака внутренние поверхности бортов, днища и заготовки палубы. После закрепления на обшивке привальных брусков и полного затвердевания клея корпус лодки вышкуривают, плавно скругляют все острые кромки и зашпаклевывают стыки эпоксидным клеем с теми же добавками.
Для улучшения управляемости лодки по курсу и защиты днища от повреждения можно проложить вдоль него снизу 2 — 3 деревянных бруса сечением не менее 25x25 мм. Также мы рекомендуем для защиты лодки от попадания воды внутрь установить на носовой части палубы отбойник. Это связано с тем, что носовая часть палубы слегка наклонена вниз-вперед и ее будет накрывать даже небольшая волна. Приступая к установке оборудования лодки, нужно помнить, что все отверстия в корпусе, после их просверливания, необходимо обработать горячей олифой или лаком. Гнездо уключины изготавливают из двух стальных пластин с четырьмя отверстиями под болты М8 и одним центральным диаметром 20 мм, и которое (только для верхней пластины) вваривают 90-мм трубку диаметром 20x2,5.
Соответствующие отверстия просверливают в боковинах палубы, вставляют гнездо, снизу подводя подкладку, и все стягивают болтами. Весло состоит из дубового шеста, лопасти и фиксатора. Фиксатор делают из двух отрезков резинового шланга и дюралюминиевого кольца толщиной 2 мм. Лопасть вставляют в пропил шеста. Их совместно засверливают в нескольких местах под 2 — 3-мм заклепки и склепывают. Под головки заклепок и с противоположной стороны лучше подложить шайбы большого наружного диаметра. Утку изготавливают из прутка, приваренного к круглому основанию с четырьмя отверстиями под болты М6. При изготовлении основания нужно иметь в виду, что понадобится в качестве подкладки аналогичная по конфигурации деталь.
Для оснащения лодки рулем на транцевую доску нужно установить баллер. Его можно сделать из трубы и двух приваренных к ней кронштейнов. Банки устанавливают на бимсы и опоры, закрепленные на шпангоутах. Теперь весь корпус лодки покрывают несколько раз горячей олифой и готовят его к покраске, но инструкции, приложенной к выбранной вами краске; лучше окрасить яркой эмалевой краской. Судно готово и сверкает на солнце. Вы собрались приятно провести время на реке или озере. Но не забудьте, что после каждого использования лодку необходимо тщательно просушить, тогда она послужит вам много лет. Даже если вы хорошо плаваете, следует приобрести спасательный жилет.
Самодельная лодка плоскодонка (на изображении «б» обшивка и банки условно не покачаны): 1 —боковая окантовка транца (ель, брусок 25x25, 1.280); 2 — нижняя окантовка транца (ель, брусок 25x25, L1000); 3 — транцевая доска (ель, доска 280x15, L1000); 4— стойка шпангоута; 5 — нижний элемент шпангоута; 6 — опора палубы; 7—верхний элемент шпангоута; 8 — форштевень (дуб, брус 80x50, 1.400); 9 — стрингер (ель, брусок 25x25, L4000); 10.....килевой брус (дуб, брусок 45x25, L4000); 11— слань меньшая; 12 — слань; 13 — привальные брусья (ель, брус 30x25, 1.2500, 4 шт.); 14 — гнездо уключины; 15 —отбойник (ель, доска 100x10, 1.1000, 2 шт.); 16 — утка; 17 — бимс (ель. брусок 25x25, 1.450, 4 шт.); 18 — передняя банка (ель, доска 270x20. L1000); 19 — опора (ель, брусок 25x25, 1.125, 6 шт.); 20 — уключина; 21 —весло; 22— кормовая банка (ель, доска 250x20, L1000); 23 — баллер (СтЗ, труба 30x2,5, L250, полоса 30x2, L70); 24 — обшивка палубы (фанера, s4, 3750x1020); 25 — обшивка днища (фанера, s5. 3700x1060); 26 — обшивка борта (фанера, s5, 3750x300); 27—опорный брус кормовой банки (ель, брусок 25x25, 1.1000)
Шпангоуты cамодельной лодки плоскодонки: 1 -стойка шпангоута (ель, доска 100x10, L280,16 шт.); 2 — нижний элемент шпангоута (ель, доска 70x10, L1000, 9 шт.); 3 — опора палубы (ель, брусок 25x25); 4 — верхний элемент шпангоута (ель, доска 25х 10)
Уключина и гнездо: 1 — ось уключины (Ст.З, пруток 12, L100,2 шт.); 2 — уключина (Ст.З, пруток 10, 2 шт.); 3 — цапфа (Ст.З, труба 20x2,5,2 шт.); 4 — пластина (Ст.З, лист s3,4 шт.); 5 — шайба, гайка, болт М8х20,8 шт.)
Весло: 1 — лопасть (фанера, s5, 2 шт.); 2 — шест (луб, круг 25, L2000, 2шт.);3 —втулка-фиксатор (резина, 4 шт.); 4 — кольцо (дюралюминий, s2, 2 шт.)
Утка: 1 —утка (Ст.З, пруток 8); 2 — основание (Ст.З, лист s3, 2 шт.)
Сланы 1 — поперечный брус (ель, брусок 40x25, L380); 2 — доска (ель)
Источник:
/ mastedom.ru 29-10-2015, 08:43
|