А.Л.СОРОКИНА
Вышивка — один из наиболее доступных видов художественного творчества. Кроме того, занятия художественной вышивкой способствуют развитию хорошего вкуса, чувства гармонии.
В старину считалось, что вышитая одежда убережет от болезней, злых сил, сглаза. Наиболее часто вышивки располагались на наружных частях рукавов (чаще плечах), у ворота, на груди, а в большинстве случаев — на подоле.
Очень важным считалось сочетание фона ткани и вышиваемого узора. Фон ткани создавал пространство вокруг узора, выделяя его. В старинной одежде вышивка служила переходом от насыщенных кумачовых вставок к белому полотну холста.
Цвет и мотивы орнамента народной одежды, их колорит тесно связаны с жизнью и бытом народа. Во всей русской вышивке преобладает красный цвет со многими оттенками — от оранжевого (южные вышивки) до брусничных (северные вышивки). Наряду с красным чаще других использовались, как дополнение, — синий, зеленый, желтый. В некоторых вышивках встречаются орнаменты, выполненные черным цветом. Вышивка дополнялась шелковыми лентами и тесьмой. Итак, вышивка у наших предков имела большое значение!
Сегодня снова в моде традиционная техника ручной вышивки, ее использование в современной одежде.
* * *
Нарядный фартук — это не только нужная принадлежность, но и отличный подарок!
Предлагаемый фартук выполнен из ткани в клетку в сочетании с суровым полотном. Фартук состоит из верхней и нижней частей. Верхняя часть выполнена из сурового полотна, а нижняя — из штапельной ткани в клетку (рис1). Нарядной отделкой фартука служит накладной карман из сурового полотна, вышитый крупной, яркой вышивкой.
Нам понадобится 0,60 м ткани в клетку и 0,70 м сурового полотна или льна. Можно получить еще один нарядный фартук, если верхнюю часть выполнить из ткани в клетку, а нижнюю — из сурового полотна, карман — из ткани в клетку, отделанный тесьмой. На светлом фоне полотна мы расположим вышивку. А если удлинить «матросский воротник» и преобразить его в спинку, которую дополнить застежкой, может выйти симпатичный сарафанчик.
Для вышивки дано несколько рисунков — 2, 3, 4. Выбор — за вами!
Вышивка хорошо сочетается с тесьмой. Вместо лямок к фартуку также можно пришить недорогую тесьму. Цвет тесьмы должен сочетаться с цветом вышивки.
Рис. 2
Наш фартук украсит яркая декоративная вышивка с растительным орнаментом — «владимирские швы».
«Владимирские швы» — вид односторонней глади. Шов более экономный, чем обычная гладь, так как нитки при выполнении вышивки ложатся почти целиком налицо, закрывая сплошь нужные места узора, а на изнанке лишь слегка обрисовывают контур рисунка. Края мотивов с лицевой стороны получаются несколько неровными, как бы «мохнатыми».
Рис. 3
Рис. 4
«Владимирские швы» используются в основном для выполнения растительного орнамента. Часто в узор вплетается изображение птиц. Отличительной чертой «владимирских швов» является яркий колорит узора, где ведущую роль играет красный цвет с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. В настоящее время, кроме красных, применяют как основные цвета — желтый, оранжевый. Вышитые рисунки часто окаймляют так называемой «кисточкой», где пучки из 4—5 стежков объединяются в центре зигзагообразной линией (рис.5).
Рис. 5
Подобрав рисунок для вышивания, переведем его на ткань через копировальную бумагу — это наиболее простой способ. Ткань расстилают на столе или на гладкой доске, сверху кладут копировальную бумагу, на нее расстилают рисунок, закрепляют кнопками или булавками. Отточенным мягким карандашом обводят рисунок. На ткань темных тонов рисунок переводят так же, как через копирку, но вместо копировальной бумаги берут бумагу, натертую мылом. Если рисунок плохо переведен, подрисуйте его мягким карандашом от руки.
Приступая к вышивке, необходимо подобрать нитки и иголки с большими ушками, иметь под руками маленькие, но с острыми кончиками ножницы. Для вышивания владимирской гладью используют нитки мулине или ирис.
Рис. 6
В иголку вдеваем 4—5 ниток мулине и закрепляем на лицевой стороне рисунка, двумя стежками прихватывая кончик нитки. Закрепленный хвостик не обрезаем, а в дальнейшем зашиваем стежками. Также поступим, когда нитка заканчивается, — хвостик пропускаем под вышивку при помощи крючка.
Начинаем вышивать цветочный узор. Заполним его пушистыми, чуть разреженными стежками. Стежки не располагайте слишком плотно друг к другу, как это делается в белой глади. При шитье надо следить, чтобы нитка не перекручивалась. Стежки кладут косо, в двух направлениях от середины листика (рис.6). В цветках стежки идут от центра к краям веерообразно. Середины крупных цветочных форм заполняют накладными сетками (рис.7).
Для выполнения сеточки рабочую нитку натягивают от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и вертикали (как при штопке), получается клетка (рис.7,я). На скрещиваниях нитки закрепляют крестиками (рис.7,б) или различными стежками (рис.7,). Зашивая формы, иголку вкалываем строго по контуру.
При вышивании пяльцы прикрепляем к столу. Правой рукой делаем стежок от одного контура рисунка листика до другого. Левой рукой под вышивкой
принимаем иглу и, пропустив несколько ниточек по контуру рисунка вперед, выводим иголку на лицевую сторону. Укладываем правой рукой следующий стежок. Левая рука все время подкручивает перекрутившуюся нитку, а правая — поправляет ее иголкой. Стежки натягивают достаточно туго, чтобы нитки не болтались и не провисали. Зашив один листок, переводим иголку под вышитой гладью к другому элементу. Старайтесь при вышивании не делать узелков. Когда вышьете весь рисунок, не забудьте прогладить вышивку через влажную ткань.
Рис. 7
Теперь ткань можно раскроить по линиям кроя и наметать для примерки. Некоторые предпочитают вышивать на уже готовых изделиях, но это сложнее.
Сшиваем все детали, еще раз проглаживаем швы. Теперь хорошо видно, где можно фартук отделать тесьмой.
Источник:
/ mastedom.ru 27-07-2011, 09:13
|