В детские годы мы знакомимся с аппликацией на бумаге. Так у нас и остается представление о ней как об игре, развлечении. На самом деле в технике аппликации создавались величайшие произведения прошлого да и настоящего. Слово «аппликация» происходит от латинского applicatio, что означает — прикладывание. Это способ выполнения орнаментов и различных изображений, многофигурных композиций путем нашивания, наклеивания на ткань, бумагу, кожу и другие материалы разноцветных и разнофактурных кусочков какого-либо однотипного или чужеродного материала; ткань, бумага, мех, кожа, соломка и т.д. другого цвета, выделки... Данное слово обозначает не только способ, но и сам орнамент или изображение, созданное по вышеприведенной технологии, придающей рельефность поверхности или предмету в целом, создающей определенный образ и зрительный эффект.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды и бытовых предметов, поныне применяется очень широко в произведениях народных мастеров разных стран мира и среди профессиональных художников-модельеров, театральных художников и монументалистов.
Высоким художественным мастерством отмечены ковры и одежда народов Приамурья и Дальнего Востока, древнерусские «пелены» и «воздухи», а также другие предметы старинного русского церковного шитья.
В каком сочетании, где и когда использовать аппликацию, дело вашего вкуса. Мы расскажем о некоторых приемах изготовления аппликации. На Востоке используют одни рисунки для шитья, на Западе — другие. Рассказ пойдет только о текстильной аппликации, когда применяются различные ткани, кусочки которых нашиваются один на другой и иногда применяется природный клей. Текстильная аппликация является разделом рукоделия и одновременно в руках профессионала может стать большим искусством. Бытует такое мнение, что можно вырезать кусочек ткани любой фактуры и толщины цвета и заклеить им дырку на юбке, брюках, джинсах — в общем, на одежде. Это равноценно представлению школьника о бумажной аппликации. На самом деле эта техника требует определенных навыков, умения и вкуса, но главное — желания сделать вещь красивой и привлекательной для глаз. Различные предметы с использованием аппликативных вставок могут быть как нельзя кстати в быту, в костюме, в интерьере. Благодаря аппликации можно превратить любую вещь в произведение искусства или сделать ее старьем, которое неумело обновили. В этой работе многое построено на нюансах. Что же можно сделать с помощью аппликации? Ковры настенные и накроватные коврики, разнообразные подушки на кресла, диваны, настенные картины-панно только в технике аппликации или в сочетании с другими текстильными техниками: лоскутной, ручной росписью и печатью, вышивкой, художественной стежкой, покрывала в спальню, занавеси на окна, многочисленные салфетки для завтрака в доме и на пикнике, скатерти для дома и дачи, грелки на чайники и кастрюли, очешники и различные футляры, чехлы для мелких предметов, сумки: пляжные и косметички, хозяйственные и летние. Накладывание на поверхность, приклеивание и пришивание одного материала на другой является древнейшим способом рукоделия. У разных народов аппликация выполнялась примерно одинаково, но немного по-своему, что позволяет по технологии объединить текстильную аппликацию в несколько групп:
текстильная аппликация с использованием только различных клеев. По-современному можно назвать это коллажем. Коллаж: используют профессиональные художники интерьера, театра; текстильная аппликация, где клей используется только для того, чтобы закрепить на поверхности кусочки ткани, а края обшиваются тесьмой, бейкой, вышивальными швами типа гладьевого валика; текстильная аппликация, края которой аккуратно подворачиваются и прикрепляются к основе (фону), пришиваются потайным невидимым швом.
Можно сказать, что в текстильной аппликации множество разновидностей, потому что велико число тканей, отличающихся по составу волокна, толщине нитей, фактуре поверхности, технологическим особенностям. Например, изготовление тонкой аппликации из тюля будет отличаться от аппликации из драпа. Замечательной иллюстрацией тонкой аппликации служит знаменитое брюссельское кружево, по которому сходило с ума не одно поколение женщин в прошлом. На тюлевый фон прикрепляются ажурные мотивы-вставки и получается прозрачное двухслойное полотно, состоящее из наложенных сеток. В XX веке появилась аппликация из машинного кружева и гипюра, а уж современные модельеры и мастерицы приспособили кружевные детали в качестве украшения драповых и суконных изделий — предметов одежды. Надо отметить, что на рубеже XIX—XX веков были популярны пальто для женщин, богато орнаментированные нашитыми шнурами, образующими в сочетании с прозрачной тюлевой сеткой в изгибах вырезанного суконного и драпового орнамента сложные многослойные светотеневые композиции невиданной красоты.
В России во все времена аппликация дополнялась вышивкой. В дворянском быту это были бальные платья и различные аксессуары: перчатки, сумочки, шляпки и т.д. сплошь состояли из нашитых кусочков различных дорогих тканей, сочетающихся с разноцветной гладьевой вышивкой. Во многих случаях использовались кусочки той же ткани, из которой шилось платье, но другого цвета. Бывало, что на атлас нашивалась аппликация из фрагментов бархата, который украшался бисером и вышивкой. Часто бархат накладывался на атлас, шелк, шерсть, обшивался различными швами: ровными, как гладьевой валик, имитирующий шнурок или тесьму; петельными, как тамбурный шов, который широко применялся в украшении предметов быта в городе и деревне. Этот шов использовался в тончайшей аппликации, которая делалась белым батистом на белом фоне в бельевых изделиях. Каких только изысков ни придумывали дамские портные!
В крестьянском творчестве, особенно в центральной части России, иногда аппликация заменяла вышивку. Брался яркий праздничный лоскуток ситца или сатина и вставлялся в орнаменты концов полотенец, рукава рубах и в другую одежду. Эта техника была более быстрой, чем трудоемкая мелкая вышивка.
Лоскутное народное шитье применялось очень часто с аппликативными вставками. Отдельные мотивы в виде ромбов, звезд, квадратов нашивались на уже готовое, составленное из кусочков полотнище, изменяя цветовые сочетания, образ самой вещи. Недаром из тех далеких времен из крестьянского быта пришла манера закрывать каким-либо лоскутом пятна и дырки в одежде —ставить «художественные» заплатки.
В Европе и Америке аппликацией занимались очень широко. В Англии церковные облачения украшались аппликацией — вырезанными цветами из дорогих восточных, турецких, персидских тканей. В Америке было заимствовано от местного населения — индейцев — нашивание на одежду, покрывала, одеяла сложнейших, как бы изрытых, с извилистым контуром, орнаментальных вставок, которые затем превратились в самостоятельные композиции настенных картин. Близко по своей орнаментике и духу индейской аппликации узорное рукоделие народов Приамурья и Дальнего Востока. Здесь использовались и кожа, и рыбья чешуя, и мех, и разноцветные ткани. На выставках и в книгах можно увидеть интересную особенность аппликативного искусства Америки, которое начало развиваться в XIX веке: узоры вырезаются из печатных тканей. Это изображения людей, машин, архитектурных мотивов, животных и цветов. Вырезанные и аккуратно пришитые, они заполняют всю поверхность покрывал, ковров, лоскутных одеял. Женские руки вышивают целые картины, пользуясь лоскутами с разными изображениями как мозаикой. Эта сложнейшая по трудоемкости работа: сначала тщательно вырезаются фрагменты, а затем в определенном порядке нашиваются на однотонную поверхность, да так, что не видно мест, где проходят швы. Аппликация органически сливается с фоном.
Часто эти лоскутные мотивы оказывались из других тканей. Они были или более тонкими, или более толстыми. Если тоньше, чем основа, то под рисунок под-кладывалась вата или другая прокладочная волокнистая ткань, нейтральная по цвету, для того, чтобы аппликация не проваливалась. В более грубых вещах, имитирующих индейские изделия из кожи, край аппликации обрабатывался довольно толстыми нитками через край, часто контрастными по цвету. Это было декоративное шитье — вышивка крупными стежками разных направлений, бравшая на себя несколько функций: она становилась декоративным украшением наравне с укрепляемой ею аппликацией; прикрепляла кусочки ткани к фону, а также часто являлась переходным и объединяющим звеном между фоном и аппликацией.
Аппликация малых народов Приамурья и Дальнего Востока (нанайцев, ульчей и др.) оставалась малоизвестной, ее не коснулась мода, как, например, гавайскую аппликацию, ставшую знаменитой. Она широко выполнялась коренным населением Гавайских островов, а затем перешла к самодеятельным и профессиональным художникам США, стала очень популярным рукоделием, направлением ремесла.
Отличительной особенностью гавайских изделий является то, что орнамент аппликации становится самоценным. Вся аппликация состоит только из мотива с причудливыми изрезанными краями, заполняющего всю поверхность изделия. Иногда в узоре читается изначальный растительный характер или фигура, отдаленно напоминающая животное или птицу. Подобные изображения раньше имели определенное сакральное значение.
Шьются узоры несложно, но требуется много времени. По краю иногда пропускается тесьма, закрывающая махристые края. В основном же ткань аккуратно подворачивается иголкой.
Край, если его не обшить, будет махриться, и у вещи сразу получается небрежный вид, поэтому орнаменты необходимо не только прикрепить, но обязательно подумать об эстетическом оформлении поверхности. Аппликативные вставки, мотивы заделываются вышивальными швами (гладьевым валиком, петельными швами типа тамбурного и другим). Они могут быть закреплены красивой тесьмой, шнурком, разными по ширине, фактуре, цвету. Рельефные шнурки и тесьма вносят дополнительный акцент в произведение, создавая рельеф. Но главное в обработке края — это возможность подвернуть, подшить посредством потайного шва, который прикрепляет аппликацию к основе — самому материалу. Потайной шов известен всем. Это подшивочный шов, при котором на поверхности едва виден маленький стежок. Так подшивают белье, юбки и другие детали и части одежды.
Разберем практически, как сделать простую и сложную аппликацию дома. Самым распространенным и доступным аппликативным мотивом являются крупные фигуры в виде сердец, домиков, фруктов (яблок, груш, бананов), овощей (помидоров, репок), а также шары, бабочки, вазы, изображения различных животных. Желательно определить направление долевой нити в тканях и соединить кусочки так, чтобы у всех фрагментов направление совпало. В том же направлении должна идти долевая нить основы — того материала, на который нашиваем аппликацию.
Как же выполнить подобную аппликацию? На примере мотива — «яблочко» — рассмотрим последовательность процесса изготовления и прикрепления (рис. 1). Чтобы аппликация хорошо легла на основу и оставалась ровной — без складок и пузырей, ткань, из которой вырезаем «яблочко», надо слегка подкрахмалить и отгладить утюгом. Делаем бумажный шаблон — лекало нашего мотива. По нему будем кроить и вырезать. Шаблон накладываем на ткань, обводим два раза: по контуру шаблона и отступив 0,7—0,8 см — это припуск на шов (подворот), вырезаем (рис. 1, а). Шаблон не выбрасываем, он нам пригодится. По данному лекалу мы можем вырезать сколько угодно «яблочек». Размер любой — от 4x10 см до 10x23—25 см (это габаритный размер). Силуэт нашего мотива извилистый и округлый, поэтому необходимо, прежде чем подворачивать край, надсечь его ножницами, чтобы подгиб был ровным и аккуратным, без вспученностей, пузырей и складок. Надсечки делаем по всему контуру на расстоянии от 0,5 см до 1 см (по выбору), немного не доходя до очертаний линии готового «сердечка» (рис. 1,6). Теперь берем наш мотив и последовательно под утюгом заворачиваем его припуски на лекало так, чтобы поверхность оставалась без неровностей, а контур без углов (рис. 1, в). Вынимаем бумажное лекало. Прикладываем мотив к тому месту, где он должен быть закреплен, — к основе. Проходим, прикрепляя ниткой наметочным швом вперед иголка, вдоль края. Начинаем маленькими аккуратными стежками потайным швом пришивать «сердечко» по всему контуру. Если материл тонкий, то больше уже ничего не нужно делать, только удалить наметку. Если материал толстый, то необходимо с изнанки небольшими ножничками убрать фон (основу) по контуру, отступая от нашего потайного шва 0,7—0,8 см внутрь, чтобы аппликация хорошо вписалась. Края выреза обметываются вручную, чтобы не махрились. Аппликация еще раз проглаживается утюгом почти на весу (рис. 1, г).
Более сложным в изготовлении является мотив из нескольких кусочков ткани разной фактуры и цвета. Его составляющие части кое-где дублируют друг друга. Рассмотрим два варианта подобной аппликации: венок с листьями и цветами и декоративная ваза.
Венок с цветами является одним из самых распространенных аппликативных мотивов. Вы встретите его модификации на картинках, показывающих тот или иной интерьер жилого дома: спальни (на покрывалах и подушках), гостиной (на подушках и скатертях) и дачи (занавески, подушки, салфетки и т.д.). Примерный размер венка равняется в диаметре 25 см. Для работы понадобится несколько хлопчатобумажных тканей разного цвета, желательно однотонных, без рисунка. Подобные ткани лучше смотрятся на белом или черном фоне. Вообше сложносоставная аппликация выглядит эффектней, когда выполнена из гладких материалов. Если фон у вас предполагается из хлопчатобумажной ткани, то берем кусочки хлопка (сатин, ситец, батист). Если предполагается какое-либо шелковое покрывало с аппликацией, то, конечно, берутся кусочки шелка (крепдешин, тяжелый шелк). Ткань для аппликации должна быть ровной и гладкой.
Для этого ее подкрахмаливают и отутюживают. Для выполнения данного венка необходимо четыре или даже пять кусочков материала 4—5 цветов. Для розетки, лепестков и серединки цветка можно взять розовый, красный и бледно-розовый оттенки. Сам венок делается из зеленой ткани так же, как и листья. Возможно, что листья будут зелеными, но другого оттенка. В начале работы выбираем изделие, для которого будем делать аппликацию. Можно, чтобы не усложнять, сшить простую салфетку для пробы. Венок нашивается на белый квадрат размером 27—28 см каждая сторона (если диаметр венка 25 см). Переводим данный здесь рисунок по клеточкам (рис. 2, а), выравниваем его по осям симметрии, чтобы не было искажений, делаем бумажные шаблоны-лекала (рис. 2, б) для каждой детали отдельно. Деталей у нас пять. По готовым шаблонам очерчиваем составные части на тканях разного цвета, какие выбрали. Учитываем припуски на швы (на подгиб) около 0,5 см. У вас должно получиться: четыре детали под № 1; четыре детали под № 2; четыре детали под № 3; четыре детали под № 4; восемь деталей под № 5 (см. рис. 2, а). Все полученные детали вырезаются и раскладываются на столе. Желательно розетки сколоть из трех деталей между собой булавками, прикинуть, как накладываются цветки на венок-полоски и где будут располагаться листья. Прежде чем собирать венок на основе, как и в работе с «сердечком», все округлые части, особенно цветочные розетки, нужно надсечь по краю там, где оставлены припуски, чтобы цветки и листья ровно легли на поверхность. Надсекаем не очень глубоко и подворачиваем под утюгом, не натягивая уже на лекало. Когда все детали отутюжены, прикалываем их булавками к основе.
Рис. 2
Подобную работу лучше всего выполнять в пяльцах, поэтому после скалывания запяливаем. Если вам показалось, что венок лег не очень ровно, то можно для аккуратности всю композицию прометать нитками по краю наметочным швом вперед иголка. Проверяем, все ли на своих местах: сначала наложили полоски венка (их узкие части не загибаем, они уйдут под цветочные розетки), затем на них, немного заходя, приложим сколотые из трех частей цветки (3 розетки из лепестков), далее по сторонам от венка располагаем листья (рис. 2, в). Мы предлагаем довольно-таки простые варианты форм цветов и листьев. Можно выбрать что-то сложнее из многочисленных пособий по выращиванию цветов или книг по рукоделию. Попробуйте нарисовать самостоятельно увиденные на газоне «анютины глазки», «львиный зев», настурции, колокольчики с более изысканными листьями, добавив бутоны, колосья злаков и т.д.
Когда все прикололи или приметали иголкой с ниткой, начинаем последовательно пришивать наш венок к основе потайным швом нитками под цвет фона. Если фон белый, то белыми нитками. Если черный, то черными. Если пришиваем красную серединку цветка на розовый лепесток, то берем розовую нитку. Можно вообще все пришить какой-либо одной нитью, но учтите, что белые нитки, выглядывающие из-под деталей, всегда напоминают забытую наметку, а черные нитки, как ни удивительно это звучит, объединяют узор с фоном в единую композицию (конечно, в бело-розовый узор на белом фоне ни к чему включать, пошив черной нитью).
Прямо в пяльцах можно перевернуть пришитый мотив и по силуэту там, где получилось очень сложное толстое наложение, например, несколько цветочных розеток нашиты друг на друга, аккуратно маленькими ножницами вырезать фон, как и в работе с «яблочком». Только в данном случае предстоит более ювелирная работа. Вырезается часть основы (фона) под большой розеткой и часть самой розетки под более мелкой (рис. 2, г). Аппликация перестает быть сильно выпуклой. Эффект будет еще более полным, если цветными нитями простыми стежками «пройти» серединки листьев, обозначить или наметить отдельные лепестки в цветах, узелками изобразить тычинки. Это придаст узору рельеф и выразительность. После того как пришили орнамент, салфетки утюжат, подбирают лоскут, больший по размеру, чем квадрат, на 1,5—2 см с каждой стороны. Расстилают эту ткань на столе, сверху накладывают наш квадрат с аппликацией, а лишний материал по периметру заворачивают на лицо, аккуратно тем же потайным швом пришивают, обрабатывая углы, как конвертик. В некоторых местах эти два слоя скрепляют небольшой петелечкой, чтобы не расслаивались.
Таким образом можно делать различные цветочные аппликации в бытовых вещах и в настенных панно-картинах. Интересно заняться изготовлением «антикварного» ковра, состоящего из отдельных клейм-медальонов, в каждом из которых изображена декоративная ваза, чей силуэт вы выберете сами или подсмотрите в антикварных магазинах, где продается много различных предметов разных эпох и стилей.
Для образца возьмем букет в вазе, состоящей из широкого горла, овального тулова и устойчивой «ножки»-основания. Мы изготовим одно небольшое панно, но при желании можно повторить эту вазу, меняя цвета фона и ткани, которые использованы в рисунке. Вероятно, следует чередовать клейма: одно вытянуто по горизонтали и в нем плоская ваза, другое вытянуто по вертикали, и в нем длинная, стройная ваза. Играя этими прямоугольниками, можно собрать большой ковер или настенное панно. В клеймах возможны изображения декоративных тарелок и чайников, чашек и чего-либо другого, вплоть до экзотических растений в кашпо.
Для фона, на котором расположим нашу вазу (рис. 3), выбираем новый блестящий черный сатин. Для вазы нам необходимо несколько однотонных кусочков ткани. Покупаем зеленый сатин, несколько оттенков красного сатина — от розового до темно-бордового. Если не найдется лоскутов нужных цветов, то попробуйте покрасить их самостоятельно (об этом мы писали в предыдущих номерах журнала). Перед началом работы ткани опускаются в воду, слегка подкрахмаливаются и отглаживаются.
Расчерчиваем на бумаге вазу в натуральную величину, предварительно переводя ее по клеточкам с данного рисунка. Чтобы не перепутать оттенки, закрашиваем карандашами или акварелью все части, которые должны быть разноцветными, то есть делаем эскиз с раскладкой по цветам. Нужно точно представлять, где какой будет лоскут. Если разрезать получившийся рисунок по линии соединения разных цветов, то получатся шаблоны-лекала, по которым кроится ткань. Чтобы не разрезать разукрашенный рисунок, переведите все линии на другой лист бумаги или газету, разрежьте его.
По шаблонам уже видно, что изображение имеет сложный контур, который трудно воспроизводить.
Теперь важно выяснить последовательность наложения отдельных кусочков ткани друг на друга.
Сначала мы собираем рисунок на столе, сочетая ручную и машинную строчки.
Прежде всего выкраиваем фон центральной части вазы, вырезаем ткань по шаблону с припусками по 1 см со всех сторон. Нигде ничего не подворачиваем, а только обозначаем линии, где должен идти шов соединения с другими цветными частями. В сложных контурах сразу надсекаем край на месте припусков и с помощью утюга делаем подгиб. Все места, где материал подвернут, прикалываем булавками к фону и прометываем, если нужно. Аккуратно пришиваем детали потайным швом, для чего всю вазу прикалываем или приметываем к какой-либо технической вспомогательной ткани. Делаем это для того, чтобы растянуть ткань в пяльцах и сделать ровные чистые швы.
Когда вся центральная часть рисунка готова, то вынимаем ее из пялец, хорошо отглаживаем, снимаем с технической ткани. Далее пристрачиваем на швейной машине внутренним швом. После этого прикалываем или приметываем вазу на черный фон. Запяливаем ткань в пяльцы.
Приметать или пришпилить булавками очень нужно на тот случай, если все панно не получится вставить в пяльцы (они бывают разные, но, в основном, в продаже небольшого размера). Поэтому будем запяливать по частям, начиная с середины панно. Далее равномерно перепяливаем черный материал (основу) в разных направлениях: передвинули вверх, потом вниз, затем влево — следом вправо, чтобы натяжение материала было распределено равномерно. В пяльцах начинаем нашивать рисунок потайным швом, незаметно прихватывая по нескольку нитей. Таким образом обходим весь силуэт.
После того как сделан последний стежок, необходимо перевернуть черную ткань и по контуру вырезать очертания рисунка, отступая от шва 0,5—0,7 см. Здесь особенно важно, чтобы аппликация не была толстой. Отрезанную часть убираем, а оставшиеся края обрабатываем обметочным швом вручную.
При использовании рисунка в качестве панно на стену нужно сделать рамку из цветных тканевых полосок одного из примененных цветов. Возьмем, например, зеленую. Полоски должны быть небольшой ширины — не больше 2—3 см. Мы их вырезаем с припусками на швы — соответственно 4—5 см (припуск с каждой стороны по 1 см). Пришиваем их попарно: сначала пристрачиваем на швейной машине короткие — по верху и по низу, затем — по длинным боковым сторонам. Пристрочили, отвернули, отутюжили. А теперь берем плотную грубую ткань типа холста-бортовки. Вырезаем из нее по размеру нашего панно прямоугольник, прикладываем с изнанки к изделию, заворачиваем цветные (зеленые) полосы на изнанку и заделываем край с изнаночной стороны потайным швом со всех четырех сторон. Уголки следует подворачивать особенно тщательно.
Чтобы черный материал с аппликацией хорошо прилегал к бортовке, можно два слоя соединить. Черный материал и изнаночную бортовку нужно простегать. Каким образом? На расстоянии 0,5—1 см обойти контур букета черной нитью вручную или прострочить на швейной машине все слои. Предварительно, чтобы не сбиться, тонким мелом нарисуйте линию, по которой пройдет стежка. Это для ровности шва и для того, чтобы шов был аккуратным.
Можно сделать рамку объемной самим, не используя других материалов, кроме ткани. Нужно только пропустить внутрь цветных красных полос (в данном случае зеленых) толстый бельевой шнур или полоски отрезанного синтепона, ватина или скрутить вату. Чтобы рамка была равномерно и одинаково «пухлой» со всех сторон, необходимо в местах соединения цветных полос, а именно — в углах, не дострачивать длинные полосы до конца. После того как будет пропущен синтепон, ватин, соединить короткие и длинные полосы потайным швом по лицевой стороне, чтобы объемная рамка была равномерной. Затем отогнуть полосы на изнанку в сторону бортовки, где и пришить также потайным швом. Теперь панно обрамлено как бы «выпуклой» рамой. Изделие выглядит завершенным. Панно можно вешать на стену, не вставляя в деревянную рамку.
Когда необходимо сделать панно жестким, чтобы не очень чувствовалась мягкая основа и оно хорошо висело без помощи картонной, деревянной или какой-либо другой подложки, нужно всю поверхность «пройти» на швейной машине, прошивая сетку из мелких квадратных ячеек, а можно проложить дополнительно между слоями (между лицевым полотнищем с аппликацией и изнаночной бортовкой) самый грубый флизелин или хорошо прокрахмаленный хлопчатобумажный материал, а затем уже стегать.
Многие считают, что легче всего делать аппликацию на швейной машине. Такая аппликация часто предполагает наличие шва «зигзаг» в машине. Многие делают так: ткань для выполнения аппликации проклеивается (накрахмаливается), после чего она становится жесткой. На нее мелом или простым карандашом наносится узор. Затем ткань с аппликацией начинают обрабатывать «зигзагом» — прямо накладывая на нужное место и отстрачивая по прорисованному узору на изделии, будь то кофта, детская вещь, занавеска или подушка. Потом по простроченному силуэту лишняя ткань аккуратно обрезается. Но как бы тщательно вы не отрезали, через некоторое время контур начинает махриться и даже отворачиваться. Изделие становится небрежным, выдает непрофессионала. Такая технология предполагает небольшой срок служения узора и самого изделия. Поэтому лучше всего вырезать нужный аппликативный узор с учетом припуска на шов (на подворот), надсечь края, подвернуть с помощью утюга и пройтись наметочным швом далеко от края, чтобы прикрепить и предостеречь узор от сдвига. Можно пришпилить булавками. А теперь уже делать "зигзаг" на машине. При такой технологии ткань не надо сильно крахмалить и долгую жизнь такой аппликации можно предсказать заранее.
Обшивать на машине аппликации можно не только швом «зигзаг». Подойдет и простая строчка на машине поверху. Если обстрачивать обыкновенным швом округлые и сложноочерченные изображения, то нужен навык работы, так как аппликация будет хорошо смотреться только в том случае, если строчка пройдет почти в самый край (расстояние от подворота 1—2 мм, не больше), иначе края также будут отворачиваться и вещь будет смотреться небрежной, доморощенной. Когда контур извилист, а у вас нет навыка обработки такого края на машине, то лучше начинайте шить вручную потайным швом, получится аккуратнее.
В творческих выставочных работах, театральных декорациях и костюмах сложную аппликацию можно прикрепить, не обшивая каждый контур, проходя машинным швом поверху по всей лицевой поверхности параллельными рядами сверху вниз. Такой стежкой аппликация прикрепляется лишь в нескольких местах. Она может отворачиваться, поэтому так изготавливают только эффектные интерьерные вещи, не рассчитанные на близкое восприятие. Эта техника предназначена не для бытовых нужд. Данный способ непригоден для выполнения одежды для повседневной носки и даже не для вечерних туалетов.
Теперь разберем несколько специфических аппликаций. Как уже говорилось выше, у многих народов мира существовали свои способы изготовления аппликации и свои неповторимые узоры — орнаменты. В нашей стране прекрасные ковры и предметы быта, одежду изготавливают мастерицы народов, живущих в Приамурье: нанайки и ульчи. Сейчас текстильную аппликацию выполняют в основном на халатах, рукавицах и особенно на настенных коврах. Ковры шьют из однотонных хлопчатобумажных тканей (сатина, бязи, иногда ситца). Орнаменты выполнены в национальном колорите, который близок всем народам этого региона. Это крупные геометрические формы в виде квадратов и ромбов, треугольников, которые составляют основу композиции ковра. Каждая форма заполнена орнаментом с многочисленными отростками, плетенками, которые, извиваясь, переходят друг в друга. Эти элементы можно уменьшать, а можно увеличивать. Цветовое решение этих ковров может быть самым разным, но оно предполагает, что фон, будь он светлым или темным, контрастен к основному орнаментальному узору, чтобы рисунок читался яснее. Раньше изготавливались вещи, где фон и узор были близки по тону, но разного цвета, тогда их отделяла белая узкая полоска, шедшая по контуру узора.
Техника подобных аппликаций разрабатывалась веками и по сей день мало изменилась (рис. 4). Она заключается в следующем: крупные элементы орнамента (рис. 5) вырезают с помощью трафаретов из тонкой бересты или рыбьей кожи; ткань, из которой вырезают узоры, подкрахмаливают; приклеивают к этой ткани бумагу с изнанки, чтобы придать ей необходимую жесткость; на лицевую сторону накладывают трафарет орнамента и ножиком из кости (у нас в городах и деревнях использовался металлический тупой ножик, которым намечали узор для стежки), сильно надавливая, обводят контур. Затем по нему вырезают орнамент.
Самым сложным процессом всегда была обработка края аппликации. Этому всегда и везде уделяется много времени и усилий. Об этом задумываются, чтобы не испортить общего впечатления от вещи. Одной небрежностью можно испортить всю работу.
Рис. 4
Раньше, еще лет 40 назад, края отворачивались белой тканью так, чтобы снаружи была видна только узкая линия белого цвета — кант не шире 1 мм.
Белая ткань нарезалась по косой, затем прикладывалась лицевой стороной к лицевой стороне аппликации, а по краю делался шов вручную любым крепким швом. Белую ткань немного подтягивали, чтобы не искажался извилистый контур. После этого полоску отгибали и приклеивали рыбьим клеем по краю с изнанки. Так делали по всему контуру рисунка со всех сторон орнамента, то есть с двух сторон извилистых полос. Готовый элемент слегка приклеивали к основе рыбьим клеем и пришивали. Если приклеивали, то пришивали (скорее «прихватывали») нечасто.
Сейчас уже редко кто так работает. Края обрабатывают без клея — просто прокладывают по краю полоску бумаги, которую обшивают гладьевым валиком. Таким образом получается гладь по настилу (по бумаге). Часто подобным образом шьют в Якутии, украшая аппликацией различные предметы из сукна.
По изрезанности силуэта, характеру орнамента приамурским коврам близка аппликация, пришедшая с Гавайских островов и широко вошедшая в быт и жизнь людей в Америке. Очень многие городские мастерицы сейчас занимаются подобным рукоделием.
А делается она следующим образом. Берется квадрат из бумаги и делается шаблон, по которому легче работать. Бумага складывается в восемь слоев (рис. 6, а). Сначала пополам (но не по диагонали), затем еще пополам, и наконец полученный квадрат складывается по диагонали. На этом треугольнике делается произвольный рисунок, но с учетом того, что когда он развернется, то серединка листа должна быть нетронутой, иначе орнамент распадется на отдельные части. Наверное, многие еще в детстве таким образом вырезали снежинки для украшения новогодних елок. Узор разворачивается. В основном получается что-то типа розетки из четырех лопастей-концов с изрезанным силуэтом (рис. 6, б).
Конечно, на Гавайях узоры делаются так давно и такими сложными, что в начале, во всяком случае, с оригиналами будет сложно.
Рис. 5
Бумажный шаблон складывается обратно в треугольник. По нему мы будем рисовать на ткани. Ткань для подобной аппликации берется однотонная хлопчатобумажная или шелковая. Фон и узор должны быть контрастными по тону. Ткань складывается, как бумага. Стоит заметить, что размер аппликации может быть от квадрата в 15x15 см до огромного одеяла или панно в 160x160 см, 200x200 см.
Узоры вы выбираете сами в зависимости от умения, усложняя или упрощая. Здесь играет роль наличие времени, желания и интереса к работе. Узор может быть довольно примитивным, как на данном здесь рисунке, а можно его усложнить.
Очень часто подобные узоры делаются на белом, голубом, красном фонах, а орнамент — соответственно красный, желтый, белый. Итак, сложив в несколько раз ткань (в три приема), сколов ее булавками, чтобы не съезжали отдельные части, прорисовываем узор по уже заготовленной схеме — бумаге (шаблону). Затем берем острые ножницы и вырезаем эту сложенную в несколько слоев ткань очень аккуратно и осторожно. Если вдруг при развороте получилось небольшое искажение, то это не страшно. При таком сложном орнаменте это незаметно.
Получившийся орнамент гладим утюгом и накладываем на фон, прикалываем булавками и «обходим», отступив от края 0,7—0,8 см по контуру простым наметочным швом, чтобы плотно прикрепить к фону и помочь себе пришивать. Далее начинаем пришивать потайным швом орнамент.
Перед началом работы кажется, что это совершенно невыполнимая задача. На самом деле этот подворот, когда иголкой подворачиваешь на 2 мм ткань с краю и сразу же ее закрепляешь стежком, не так уж сложен (рис. 6, в).
Так выполняются большие панно, картины, покрывала, одеяла, занавесы. Часто гавайская аппликация сочетается с цветочной, которую мы разобрали раньше: между лопастями-сторонами нашиваются растительные мотивы. Гавайской аппликацией украшаются детали одежды.
Таков далеко неполный рассказ о возможностях аппликации.
Рис. 6
Источник: О.В. Власова Сделай сам, № 2/98
/ mastedom.ru 6-01-2010, 10:01
|