В настоящее время при проведении индивидуального строительства представляется целесообразным использовать средства малой механизации, исключающие тяжелые ручные операции по подъему и опусканию грузов. В этой связи предлагается вниманию конструкция унифицированного самотормозящегося подъемника (рис. 1), который можно монтировать на подвижной платформе. Подъемник имеет ручной привод, что обеспечивает маневренность его использования и возможность применения вдали от электротрасс.
Конструкция подъемника достаточно проста. Для его изготовления не требуются дефицитные материалы. Подъемник может быть выполнен с помощью широко распространенного элементарного станочного оборудования и сварочного агрегата.
Чтобы обеспечить компактность подъемника, учитывая, что масса поднимаемого груза составляет 65—70 кг — вес, который могут перенести и уложить в грузовую корзину два человека, расстояние между направляющими трубами (основным несущим элементом конструкции) предусмотрено в пределах 470 мм. Для большей компактности конструкции подъемника размещение противовесов предусмотрено в самих направляющих трубах, что позволяет вписать; ся (в плане) в размер 700x700 мм.
Техническая характеристика
- Грузоподъемность, кг...................................65—70
- Численность работающих на лебедке, чел........ 2
- Усилие на каждую рукоятку при подъеме груза, кГс .............................................................6
- Скорость подъема, м/мин....................................8
Основа подъемника — две направляющие трубы, установленные вертикально. Расстояние между трубами по всей высоте 470 мм. Между трубами расположена каретка, передвигающаяся на роликах вверх и вниз с помощью ручной лебедки, закрепленной на фундаменте. К каретке прикреплена корзина, предназначенная для груза.
Грузовой канат, с помощью которого поднимается и опускается каретка с грузом, лавит на барабан лебедки (3—5 витков без крепления на барабане). Один конец грузового каната, направленный вверх, огибает роульс и направляющий блок, установленные в верхней части подъемника, и закрепляется на каретке; другой конец каната с барабана лебедки направлен вниз, огибает подвесной блок, установленный, например, на подвижной платформе, и соединяется с талрепом, прикрепленным к каретке.
В трубах размещены противовесы, подвешенные на концах канатов, огибающих верхние блоки. Последние находятся на верхних концах труб. Другие концы канатов закреплены на каретке.
Для подъема груза необходимо вращать рукоятки лебедки от себя (сверху вниз). При этом ведущее зубчатое колесо вращает другое зубчатое колесо, которое, разворачиваясь, перемещается по резьбе вала, прижимая при этом текстолитовые шайбы и храповое колесо к диску вала. В результате начинает вращаться вал с барабаном, на который навит грузовой канат. Каретка с грузом при этом поднимается.
При остановке рукояток канат стремится повернуть вал в обратном направлении, но зажатое храповое колесо в этом направлении вращаться не сможет, так как оно зубом упирается в храповик. Таким образом, при освобожденной рукоятке груз не упадет. Каретка при перемещении по направляющим трубам может иметь перекос (отклонение по вертикали) 1—2 градуса в результате образования зазоров между роликами и направляющими трубами.
При опускании груза необходимо вращать на себя (сверху вниз) рукоятки лебедки. При этом текстолитовые шайбы освободят храповое колесо от зажима, так как зубчатое колесо, вращаясь, перемещается по резьбе вала в другую сторону. В этом случае каретка с грузом свободно опускается.
При эксплуатации подъемника необходимо соблюдать следующие условия: нельзя допускать попадания смазки на боковые поверхности текстолитовых шайб, зубчатого колеса и храпового колеса лебедки; храповик лебедки должен находиться в зацеплении с храповым колесом; перед началом погрузочных работ нужно обтянуть грузовой канат, используя талреп для предотвращения скольжения витков на барабане лебедки, а также для получения зазоров между тормозными колодками и направляющими трубами.
В случае обрыва грузового каната во время погрузо-разгрузочных работ пружина, находящаяся на каретке, нажимает на рычаги с тормозными колодками. Те, прижимаясь к трубам, обеспечивают торможение каретки с грузом на любой высоте.
Рис. 1. Унифицированный самотормозящийся подъемник: а — вид спереди (корзина 5 не показана); б — вид на лебедку сбоку (со стороны храповика); в — разрез по зубчатым колесам лебедки; г — разрез по А-А; 1 — направляющая труба; 2 — каретка; 3 — лебедка; 4 — фундамент лебедки; 5 — корзина; 6 — грузовой канат; 7 — барабан лебедки; 8 — роульс; 9 — направляющий блок; 10 — подвесной блок; 11 — талреп; 12 — противовес; 13 — канат противовеса; 14 — верхний блок; 15 — текстолитовая шайба; 16 — зубчатое колесо; 17 — храповое колесо; 18 — храповик; 19 — тормозная колодка каретки; 20 — рукоятка лебедки; 21 — зубчатое колесо; 22 — вал барабана; 23 — пружина каретки; 24 — ролики каретки; 25 — упоры каретки; 26 — прокладки тормозной колодки каретки
При скольжении витков грузового каната на барабане лебедки необходимо: проверить поверхности грузового каната и барабана лебедки, при наличии на них смазки канат и барабан тщательно протереть; увеличить натяжение грузового каната с помощью талрепа.
При заедании тормозных колодок каретки между направляющими трубами обеспечивают зазор 2—-3 мм между колодками и трубами путем увеличения натяжения грузового каната с помощью талрепа, а также изъятия необходимого количества прокладок между колодкой и деталями каретки.
Немаловажная конструктивная особенность подъемника — его унифицированное использование, что позволяет без каких-либо сложных дополнений применять его в различных производственных условиях.
Обслуживание подъемника не требует специальной подготовки.
Источник: Сделай сам 4/1998 С.Я.ЧЕРЕНКОВ
/ mastedom.ru 22-04-2012, 11:35
|