Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/a404a12/domains/mastedom.ru/engine/modules/show.full.php on line 343
Главная > Секреты Марьи-искусницы > Из кожи своими руками: сумка, кошелек, пояса
Из кожи своими руками: сумка, кошелек, пояса12-10-2011, 16:05. Разместил: admin |
Анна Андреевна Ладанюк, Екатерина Александровна Кошмина В № 4 журнала «Сделай сам» за 1994 г. мы рассказали об основных операциях обработки кожи при изготовлении кожаной бижутерии. Теперь мы расскажем о выполнении более крупных изделий — сумок, поясов, кошельков и косметичек. Эти вещи предназначены для частого использования и обязательно должны быть прочными. Единый стиль, эстетические требования не менее важны, но при этом главное — удобство использования, конструкция и функциональная пригодность ваших моделей. Только разумное сочетание всех этих компонентов оправдает те силы и фантазию, которые вы к ним приложите. Ручная работа выполняется кропотливо и аккуратно. И если вы доведете ее до завершения, то полностью оправдаете свой труд. Используя специфические свойства и качества кожи, можно создать любую композицию. Основные свойства кожи — мягкость и пластичность, естественные цвета, множество оттенков, способность растягиваться и изгибаться. Эти ее особенности должны отразиться в выборе композиции и формы. Неопытные начинающие мастера часто пытаются переносить способы обработки одних материалов на другие. Так, розочки и букетики скорее свойственны керамике, яркие контрастные цветовые сочетания — пластмассе, блестящие пряжки, многочисленные заклепки и замочки — металлопластике. Все дополнительные материалы используйте в меру. Они не должны оказаться чужеродными, а быть продуманными и неотделимыми от основного. Так, например, распространенные в последнее время яркие пряжки на обуви и сумках способны полностью разрушить оощую композицию. Не бойтесь разрабатывать простые модели. Красиво уложенная складка, сочетание фактур и близких мягких оттенков правомернее мелкого декора. И все же в своей статье мы предлагаем вам различные варианты. А ваше дело — выбрать и использовать наиболее приемлемые. Важна и чисто техническая сторона. Сначала необходимо освоить все приемы обработки. Частично мы уже изложили их в предыдущем номере журнала. Сейчас же подробно остановимся на таких операциях, как шитье и аппликация. ШитьеПри шитье на швейной машинке мы рекомендуем использовать иглы № 95—120, лучше — № 95 (для джинсовой ткани), нитки № 10—50 и синтетические нити. Наметывать кожу нельзя, потому что следы от стежков останутся на изделии навсегда. По этой же причине не следует и распарывать швы. Старайтесь сразу отстрачивать ровно и начисто. Обычно перед шитьем края кожи сшерфовывают (утончают) острым ножом. Для шитья подбирайте только мягкую кожу. Толстую кожу невозможно прострочить, это скажется на качестве шва и быстро испортит швейную машинку. Мы исходим из того, что у вас нет специализированных машин и приспособлений для кожи. Наши модели можно выполнить и в домашних условиях. Если при шитье бахтармянная сторона кожи плохо скользит, можно подложить снизу тонкую бумагу, которая затем легко удаляется. Чтобы верхняя деталь не сильно растягивалась при шитье, ее следует приклеить к нижней резиновым клеем. Рис. 1 Шов в разворот (рис. 1а). Детали со сшерфованными со стороны бахтармы краями скрепляют лицом к лицу.Отстро-чите шов, разверните и удалите остатки резинового клея. С изнанки шов слегка простучите деревянным молотком. Затем со стороны бахтармы на припуски шва нанесите клей «Момент» и придавите их к основной детали. Шов можно упрочить, если приклеить с изнанки тесьму и отстрочить ее с лица вдоль шва с двух сторон (рис. 1б). Для украшения шва в разворот применяют кант, который прокладывают между соединяемыми деталями (рис. 1в). Рис. 2 Выворотный шов (рис. 2). Соединяемые детали складываются лицевыми сторонами и стачиваются по краю. После выворачивания на лицо делают вторую строчку на 4 мм и более от края. Шов встык (рис. 3). Часто используют для мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Такие мозаики могут состоять из геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности. В такой работе важно движение форм от малого к большему и развитие цвета от светлого к темному (рис. 4). Рис. 3 Рис. 4 Полотна можно набирать из кусочков неправильной формы. Они могут располагаться хаотично, а могут быть связанными цветом или фактурой кожи (рис. 5). Детали кладут встык на тесьму (края смазаны клеем) и прокладывают строчку крупным швом «зигзаг». Рис. 5 Шов внахлест (рис. 6) используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Сшерфовывать края не обязательно. На выкроенной матерчатой или флизелиновой основе разложите лоскутки кожи так, чтобы верхние находили на нижние на 0,5—1 см. Приклейте их резиновым клеем и начинайте пристрачивать к подкладке, двигаясь снизу вверх. Используйте обыкновенную строчку или шов «зигзаг». Рис. 8 Рис. 6 Рис. 7 Часто применяют двуигольное шитье (рис. 7). Отверстия в коже прокалывают острым шилом или пробойником. Сшивать детали можно различными нитками, шнурками натуральных или синтетических волокон, шнурками из кожи. Большое внимание следует уделить разметке отверстий, потому что без нее шов будет выглядеть неаккуратно. Рис. 8 Можно приобрести иглу-шило (рис. 8), при помощи которого очень удобно на толстой коже имитировать машинную строчку (рис. 9). АппликацияАппликация (рис. 10) используется в оформлении крупных изделий из кожи — сумок, поясов, одежды. Возможно сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим декором. Лучший материал для аппликации — тонкая мягкая кожа: перчаточная лайка. Она пластична, хорошо тянется, легко повторяет изгибы украшенных ею изделий. Аппликацией вы можете искусно скрыть дефекты, сделать заплатки, вставки, отреставрировать поношенные вещи. Перед началом работы всегда проверяйте прочность окраски кожи. Для этого намоченную кожу поместите между двумя листами бумаги или белыми тряпочками. Если бумага или тряпки останутся белыми, то кожа пригодна для дальнейшей обработки. Рис. 10
Перед началом работы продумайте узор и последовательность прикрепления декора. Вырежьте шаблон, перенесите узор на кожу (только с изнаночной стороны). Аппликацию пришивайте на машинке простой строчкой или швом «зигзаг» (рис. 10а). Можно прикрепить детали ручным способом (оплеткой, швом «козлик»). Край аппликации несложно обработать шнурком. По краю аппликации легко пробить дырочки и обработать одним из ручных швов. Накладную аппликацию сначала прикрепляют к основе резиновым клеем и отстрачивают в край. Кромку можете обработать ножницами «зигзаг» или фестонами маленького диаметра. Объемная аппликация отличается использованием обычной ваты. В одном орнаменте можно использовать различные материалы: кожу, замшу, бархат. Когда аппликация уже пришита, проделайте со стороны изнанки прорези (рис. 106). Через них введите наполнитель. Объемная аппликация с твердым наполнителем напоминает крупнорельефное тиснение. Увлажненную кожу с изнанки проложите пуговицами, шариками, косточками, деревяшками различных форм (рис. 10в). Обмотайте выступы мягкой ниткой или шнурком. Когда работа высохнет, снимите нитку и вытащите наполнитель. Объемную аппликацию пришейте в край к основе. Для узора подберите только мягкую кожу. Приготовьте поролон или синтепон для прокладки основы. Простегайте изделие, используйте все возможности вашей машинки, применяйте различные фасонные швы. Ручная стежка может украшаться бисером, но это потребует времени. Самый простой способ — стежка прямой отстрочкой. Можете обработать изделие швом «зигзаг», одновременно пришивая красивую тесьму или кант. Любое изделие украсит стилизованный растительный орнамент. Прожилки листиков и лепестков подчеркните ажурной строчкой. Наиболее сложная операция — аппликация, совмещенная с техникой ришелье (рис. 10г). Тщательно продумайте узор и подберите кожу для верхнего участка и вставок. Нижние участки можно изготовить не только из кожи. Использование парчи, трикотажа, тонкой мебельной ткани делает общий вид изделия богаче. Подготовьте детали орнамента, широкие места проложите тонким поролоном. Прикрепите работу к подкладке, приклейте и отстрочите «зигзагом». Реставрация кожей текстильных и тканевых изделийУвы, текстильные и вязаные изделия быстро протираются на локтях и коленках, легко рвутся и пачкаются. Можно сделать заплатку и из ткани, но кожаная будет значительно прочнее. Некоторые вещи изначально укрепляют кожей, одновременно украшая изделие. Так, часто встречаются пиджаки с крупными кожаными подлокотниками. Чтобы сохранить единый стиль, кожаными полосками обрабатываются карманы, некоторые кромки. В основном все операции схожи между собой. Вязаные модели со стороны изнанки обязательно укрепляются плотной тканью. Лучше отстрочить кожу в край «зигзагом». По этому же принципу прикрепляют и декор. Одежду из ткани можно отреставрировать и без дополнительных укреплений, не включая изделия с подкладкой. В этом случае флизелин или льняной кусочек спрячется под ней. Мы предлагаем варианты реставрации (рис. 11) подлокотников, брюк (рис. Па), порванных детских изделий, варежек, теплой одежды (рис. 116) и образец растительного узора на вязаной кофточке (рис. Ив, г). Края кожаных вставок обычно находят на основную ткань и отстрачиваются в край прямой строчкой или «зигзагом». Обработка ножницами «зигзаг» придаст изделию большую декоративность. ПуговицыКожаные пуговицы (рис. 12) украсят любой костюм и сделают вашу одежду неповторимой. Приготовьте небольшие кусочки кожи, пластмассовые пуговицы, деревянные заготовки для основы и приступайте к работе. Очень просты и необычны пуговицы, просто обтянутые кожей. Вырежьте кожаный кружок большего диаметра, чем основа (2:1), сшерфуйте края. С помощью шила проделайте по всему краю дырочки. Сквозь них проденьте нитку. Для некоторых вещей больше подойдут красивые расшитые пуговицы. Можно обмотать кожей деревянную основу со сквозным отверстием, предварительно закрепив ремешок. Из двух кусочков выпуклой кожи получится красивая объемная пуговица. Сначала приготовьте два одинаковых кружка кожи. На одном пробейте дырочки для ремешка. Затем их поджарьте, набейте наполнителем и крепко склейте. Боковинки обработайте морилкой или подкрасьте. Пуговицы можно сделать из лакировки: вырежьте кружок, сделайте в нем отверстия и поджарьте. Вы получите забавную деталь. КройВсегда начинайте с эскиза: продумайте дизайн будущего изделия. Вычертите необходимые лекала (можно на бумаге, а лучше на картоне; если вы хотите изготовить по одной модели несколько изделий, удобны пластмассовые шаблоны). Лекала располагают так, чтобы как можно экономнее использовать площадь кожи. При раскрое замши учитывайте направление ворса. Линии кроя наносятся со стороны бахтармы фломастером.
При работе над такими крупными вещами, как сумки, пригодятся все приемы шитья. Изделия, предназначенные для повседневного использования, должны быть прочными. Поэтому все детали обязательно тщательно сшивайте. Приступать к изготовлению сумки нужно с бумажной выкройки. Продумайте линии фасона и места скреплений. Подготовьте фурнитуру. Большие куски кожи найти очень трудно. Их вполне можно заменить наборным полотнищем. Рис. 13 Существует множество вариантов набора. Мы уже предложили несколько простейших в разделе «Шитье». На их основе создается множество вариантов. Например, с помощью аппликации можно скрыть места сшивания разных кусков или дефекты кожи. На рис. 13 ветки и ствол дерева закрывают места стыков небольших кусочков. Создается впечатление целого куска кожи с нашитой аппликацией. Придумайте свои рисунки, перенесите их на выкройку, разрежьте по линиям фасона, наклейте аппликацию и отстрочите ее в край прямой строчкой. В зависимости от модели аппликация может быть как с подогнутым, так и с обрезным краем. Очень красив узор из повторяющихся в определенном ритме деталей. Для этого вам стоит лишь лучше присмотреться к имеющимся кускам кожи. Возможно, вы увидите причудливую форму лепестка, резного листочка или даже церковного купола. Обыкновенные кусочки кожи будут совсем иначе смотреться в тщательно продуманном наборе (рис. 14, 15). Можно сделать набор из совсем маленьких кусочков кожи, но для такого полотнища подойдет только мягкая кожа. Преимущество этого набора в том, что он позволяет создавать красивые геометрические узоры (рис. 16). Набор выполняется очень просто. Вырежьте много прямоугольников разных цветов, разложите их в задуманном порядке и сшейте на машинке, отступив от края 0,5 см (шаг 3 мм) в следующем порядке: сначала все кусочки соедините в горизонтальные полосы (рис. 17), разутюжьте швы (кожу всегда гладят через х/б ткань), после чего сшейте заготовки в единое полотнище. Готовый набор прогладьте горячим утюгом. Не бойтесь сшивать цельное полотнище из отдельных кусочков. Наборы получаются достаточно прочными. Однако дно и боковинки постарайтесь выкроить из цельного куска плотной кожи. Если вы делаете сумку из кожи разных цветов, то для этих деталей подберите самые темные — кожа быстро пачкается. Дно обязательно проложите пластиком. Его можно заменить плотным негнущимся картоном. Для большей прочности обклейте картон с обеих сторон целлофановой или липкой пленкой. Верхняя часть боковинки несет большую нагрузку. Поэтому ее лучше укрепить кусочком льняной ткани. Прокладку приклейте к изнаночной стороне кожи в том месте, где будет прикрепляться ручка или ремешок, и спрячьте под подкладку. Рис. 14
Рис. 15 Деловая сумкаНаиболее простая модель сумки, в которой вы можете попробовать свои силы, выглядит очень эффектно (рис. 18). Сумка выполнена из отдельных кусочков — прямоугольников. Наилучший вариант — рыжая кожа с рельефной поверхностью. Чтобы изделие смотрелось аккуратно, прямоугольники должны быть идеальной формы с ровно обрезанными краями. Для работы понадобятся 36 прямоугольников размером 10х5,5 см, две боковинки, дно, ремешок и два куска плотной прокладки размером 33x30 см. Для прокладки используйте флизелин или х/б ткань. Сначала вырежьте боковинки и дно из тонкой бумаги и сделайте по лекалам заготовки из кожи (рис 19). Если у вас нет целого куска, возможно сделать набор, но в этом случае используйте только шов внахлест (см. рис. 6). Наклейте прямоугольники на прокладку встык друг к другу, как показано на рис. 20, сшейте швом «зигзаг». На стыки углов наклейте и пришейте вручную ромбики (рис. 21). Сшерфуйте, подогните и склейте края верхних углов боковинок (рис. 22). Сострочите дно и боковинки с изнаночной стороны, не дострачивая до краев 0,7 см. Внутренний припуск шва — 1 см. Затем склейте. Снаружи шов отстучите деревянным молотком. При использовании металлического молотка кожа облупливается. Верхний край полотнища подогните на изнанку на 5 см и отстрочите на 1 см от края. Рис 16 Рис. 17
Верх сумки лучше уплотнить прочной проволокой (рис. 23). Можно вместо нее использовать спицы № 3,5 со спиленными остриями. Приклейте к оставшемуся припуску «молнию» лицом к лицу на 0,5 см, пристрочите ее. Выверните на лицо и отстучите швы (рис. 24). Края «молнии» закрепите, пришив кожаные заготовки из плотной эластичной кожи (рис. 25). Соедините боковинки и дно с основными полотнищами с изнанки сначала резиновым клеем, потом отстрочите на машинке (в 1 см). Припуски склейте клеем «Момент». Выверните сумку на лицо и отстучите молотком швы. Выкройте подкладку по рис. 26 и сшейте ее (рис. 27). Подогните верхний край на 1 см, отутюжьте. Вложите ее в сумку и прикрепите швом «козлик» к модели. Удобнее использовать подкладку с двумя отделениями. Сделайте выкройку по рис. 28, согните ее пополам, отутюжьте сгиб. Вставьте прокладку, укрепите край веревкой, отстрочив ее односторонней лапкой на машинке. Соедините боковинки с основной деталью подкладки (рис. 29), сострочите единой строчкой оба отделения с прокладкой. Подкладка прикрепляется к сумке так же, как описано выше. Соедините «Моментом» оставшиеся хвостики и прикрепите готовый ремешок (рис. 30). Эти операции можно сделать и в домашних условиях, если вы имеете специальные приспособления и фурнитуру. Если же таковых нет, воспользуйтесь услугами мастерских «Металлоремонт». КотомкаДля котомки (рис. 31) потребуются кусочки мягкой одежной кожи, так как толстую кожу невозможно прошить в два слоя. В мастерских используют специальные швейные машинки, но для большинства они, к сожалению, не доступны. Обувную кожу можно использовать лишь для декоративного пояска. Наша сумка изготовлена из черной козлиной кожи с рельефной поверхностью и украшена пояском из гладкой обувной кожи того же цвета. Выполнение сумки начинайте
с выкройки основного полотнища и дна из бумаги (рис. 32). Вырежьте
подкладку размером 36x73 см и прокладку из флизели-на для дна. Учтите
все припуски. Теперь можете приступать к набору основного полотнища. Мы
предлагаем вам форму набора в виде лепестков. При работе постарайтесь
низ полотнища сделать из единой полосы (не уже 3 см). На расстоянии 10
см от верхнего края не должно быть горизонтальных швов. Выкройте дно
сумки из 1 или 2 кусков. На расстоянии 11 см от верхнего края
прострочите декоративный поясок, собранный по рис. 33. На рис. 32
изображен пятигранник в натуральную
Рис. 27 Рис. 28
Рис. 29 Из
таких 8 пятигранников состоит декоративный поясок. Они склеиваются
между собой боковыми гранями. Верхний и нижний края пояска обрабатывайте
в 1 см. Нанесите разметку отверстий по рисунку. К этой модели сумки
подойдет ремешок из тонких недлинных полосок кожи. Заготовьте 4 полоски
35x1,5 см и две полоски 30x1,5 см, два прямоугольника 3x4,5 см и один —
25x4,5 см, склейте и отстрочите полоски, как показано на рис. 34, и
соедините маленькими Следующий этап работы — соединение верхнего края с подкладкой. Для этого положите подкладку на кожу лицом к лицу и отстрочите на 1 см от края. Отутюжьте шов на сторону подкладки. У вас получилось полотнище, состоящее из подкладки и кожи. Сложите его пополам (рис. 36) и отстрочите в край на 1 см. Шов разутюжьте. Наиболее сложная операция — соединение основного полотнища, сшитого «трубой», с дном. Перед ее выполнением измерьте окружность дна и «трубы» сантиметром. Их длина должна совпасть. В противном случае нужно уменьшить или увеличить дно. Предварительно дно уплотняют флизелином, приклеивая резиновым клеем (флизелин вырезают без припуска на шов). Края «трубы» и дна смазывают на 1 см от края резиновым клеем с лицевой стороны. После того как клей подсохнет, детали совмещают так, чтобы шов «трубы» находился в середине широкой стороны дна. Склеенный край легко отстрочить на машинке. Пришейте дно к подкладке, совмещая лицо к лицу. Однако не дострачивайте 10 см. Через это отверстие аккуратно выверните сумку, после чего зашейте его потайными стежками. Вложите готовую подкладку в сумку и отутюжьте по линии сгиба (рис. 37). Отстрочите крупными стежками на 15 см от края. Пробейте отверстия пробойником диаметром 1 см по разметке, вденьте капроновый шнур (рис. 38), украсьте его кисточками. Отверстия можно обработать металлом в специализированных киосках. РюкзачокОчень
интересная модель рюкзачка из коричневой кожи в сочетании с замшей
близких оттенков (рис. 39). Начертите и вырежьте выкройку (рис. 40).
Чтобы не разрезать основной чертеж, переведите детали 1,2 и 3 с него
отдельно на кальку. Выкройте их из кожи. Должно быть 7 прямоугольников
из кожи и 8 из замши (деталь 2). Не забудьте о припусках на Рис. 31 Для декоративных поясков вам понадобятся две длинные полоски из замши 72x7 см и 52x7 см. Длинные полоски можно склеить из отдельных кусочков. Деталь 6 обведите мылом на более длинной полоске, положив его вровень с поперечным обрезным краем. Мотив повторяйте встык один к другому семикратно. Аналогично выполните маленький поясок, используя деталь 7. Обработайте шестимиллиметровым фестоном оба пояска по размеченным линиям и украсьте декоративными отверстиями (лучше в 3 мм — см. рис. 436). В большом пояске пробейте 10 отверстий по разметке пробойником в 1 см (рис. 42). Следующий этап работы — подготовка кармана. По шаблонам 8, 9 и 10 вырежьте заготовки из замши (по девятому шаблону две детали). Обработайте края деталей 9 и 10 фестонами в 6 мм. Пробойником в 3 мм выполните декоративный рисунок (рис. 43а). Верхний и нижний края детали 8 при носке получают наибольшую нагрузку, поэтому для их отделки лучше использовать крупные фестоны (10—12 мм). Склейте детали кармана, отстрочите, как показано на рис. 44а. Верх кармана соберите на резинку. Для этого возьмите резинку длиной 12 см, приколите ее булавками по краям и в середине верхней части кармана с изнанки (рис. 446). Растяните руками карман до прямоугольного состояния и в таком виде отстрочите на машине (рис. 44в). После этого карман соберется сверху на сборку (рис. 44г). Теперь приступайте к соединению прямоугольников между собой. Они должны чередоваться в шахматном порядке. Сначала сшивайте полосы по три, потом из полос соберите полотнище. Припуски швов разутюжьте. Пристрочите карман. На деталь 3 наклейте и пристрочите декоративный поясок из 5 составных частей. Соедините ее с основным полотнищем. От углов нижнего края отступите на 4 см. Соедините точки с верхними углами и обрежьте полотнище по этим линиям (рис. 45). К детали 1 пришейте ремешки с пряжками. Соединение должно быть прочным. Для этого с изнаночной стороны кожи приклейте х/б ткань. На уплотненное место ремешки пристрачивайте несколько раз по периметру (рис. 46). Сверху пристрочите декоративную деталь 5, обработанную фестонами. Соедините получившуюся деталь с основным полотнищем. У вас получилась «труба». Можете приступать к ее соединению с дном. Для этого измерьте край выкройки детали 4 и длину окружности «трубы». При их совпадении приступайте к крою дна. Если длины не совпадают, измените полукруглую линию дна. В углы дна на припуск шва вклейте концы ремешков с замочком для пряжки, пристрочите по припуску шва строчкой «зигзаг» (рис, 47). Соедините резиновым клеем прямую линию дна со склеенной лекальной и с остальным полотнищем. Отстрочите дно, выверните на лицо и отстучите молотком. Выкройте из подкладочной ткани прямоугольник длиной окружности трубы 2 см и шириной 40 см, а также дно. Сложите прямоугольник пополам и сострочите его (припуск шва 1 см). Рис. 32 Пришейте дно. От верхнего края отступите 1 см и заутюжьте сгиб на изнанку подкладки. Вложите и приклейте резиновым клеем подкладку к сумке, как показано на рис. 48, соедините декоративный поясок клеем «Момент» с сумкой так, чтобы край пробитых дырок совпал с краем сумки. Отстрочите двумя строчками. Проложите декоративную строчку по верхнему краю дырок. Вставьте шнурок, украшенный кисточками. Для большей декоративности рюкзачка можно использовать черные шнурки с золотой нитью. Их можно приобрести в магазинах в отделе «Тесьма». Такой шнурок вставляют в дырки и пришивают по краю нижнего пояска (рис. 49). СумкаВ этой сумке мы предлагаем вам вариант симметричного набора в сочетании с крупной оплеткой (рис. 50). Крой предложенной модели отличается простотой (рис. 51). На основе выкройки вы можете придумать немало своих рисунков. Наша модель состоит из небольших кусочков кожи, склеенных между собой и соединенных кожаными ремешками. Сделайте выкройку и разрежьте ее по линиям фасона и только после этого выкройте детали из кожи (рис. 52). Не забудьте про припуски на швы (2—3 см). Рис. 42 Рис. 43 Обработайте фестонами в 10—12 мм все детали, кроме деталей 1 и 2. Эти детали обработайте фестоном в 6 мм и склейте их между собой попрочнее. Отстрочите на машинке по краю фестонов. В дальнейшей работе вам понадобится пробойник в 3 мм и кожаные ремешки шириной 3 мм (всего около 8 м ремешков) , Пробейте дырки и соедините ремешками, выполняя при этом декоративный узор (рис. 53а). Детали крышки между собой склейте «Моментом», полоской в 3 см, украшенной фестонами. Рис. 44 Украсьте декоративной «елочкой», которая придаст дополнительную крепость шву. «Елочка» выполняется двумя ремешками к центру (рис. 536). Соедините основные полотнища с полоской боковинок и дна. Вставьте липучку или кнопку. Для этого совместите детали сумки так, как они будут выглядеть в закрытом виде. Найдите центр и в этом месте проколите шилом дырочку. Чтобы кнопки не было видно, ее лучше прикреплять к спилку (его используют для отделки отворота крышки сумки). Спилок выглядит аккуратнее, придает крышке прочность и, самое важное, прекрасно держит сгиб, не проваливаясь. На месте, помеченном дырочкой, должна прикрепляться кнопка. Можете воспользоваться и замочным крючком.
Рис. 50 Далее по размерам сумки вырежьте подкладку, как указано на рис. 54. Можно использовать варианты, о которых мы уже рассказали. Прикрепление подкладки — довольно типичная операция, поэтому дальше в разделах о кошельках и сумочках мы не будем об этом подробно рассказывать, ограничиваясь рисунками. Вложите подкладку в сумку и приклейте резиновым клеем по верхнему краю. Заготовьте кожаный поясок шириной 4 см и длиной, равной периметру сумки по внутренней стороне. Приклейте его (рис. 55) и обработайте все края сумки пробойником в 3 мм, располагая отверстия на расстоянии 1 см друг от друга. Оплетите ремешком шириной 4 мм. Концы аккуратно спрячьте внутрь. Если у вас есть большие куски кожи, вы можете сделать эту модель цельнокроенной. На цельных кусках также используйте оплетку и другие украшения (рис. 56). Особенно это рекомендуется для кожи с небольшими дефектами — неровной фактурой, проколами и потертостями. Не нарушая целостности куска и сохраняя прочность, вы легко скроете недостатки. Если у вас есть только узкие полоски кожи, переплетите их в технике простой штопки. Получится очень красивая «шахматная плетенка» (рис. 56а). Края скрепите и склейте. Особенно рекомендуем использовать полосы близких оттенков, контрастных фактур и лакировку. С изнаночной стороны готовое полотнище обязательно укрепите флизелином или плотной тканью. Декор в виде жмурки сначала приложите к модели, продумайте все складки, а лишь потом приклеивайте. (Подробнее об этих операциях читайте в 4-м номере «Сделай сам» за 1994 год.) Все складки обязательно пришивайте. Для прочности скрепления верхний слой счищают с того места, куда прикрепляется украшение. Маленькие кусочки кожи пригодятся для геометрических украшений (рис. 56б). Скрепление кисточек можно спрятать за треугольничками или ромбиками из кожи. Попытайтесь создать картину из кожи, не забывая при этом о функциональных задачах изделия. О плетенках и косичках мы рассказали в № 4 за 1994 год. Крупные плетеные косички прекрасно дополнят декор вашей сумки. Ими можно украсить и крышку сумки по периметру, а еще лучше отделать внешние кармашки. Часто крышки сумок украшают цветами, пуговицами, шнурками, текстильными вставками, бахромой, круговой оплеткой (рис. 56в). Главное — сохранить общий стиль и прочно прикрепить декор. Чаще используйте объемную аппликацию. Причем ее можно не пришивать, а красиво оплести (рис. 57). |