Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/a404a12/domains/mastedom.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 DataLife Engine > Версия для печати > Регулятор освещенности приборной панели "Москвича-2141"
Главная > Все четыре колеса > Регулятор освещенности приборной панели "Москвича-2141"

Регулятор освещенности приборной панели "Москвича-2141"


9-07-2015, 15:26. Разместил: admin

В.Банников, А.Манойло

Любому автомобилисту хорошо известно, что в темное время суток свет ламп на панели приборов автомобиля очень неблагоприятно воздействуют на глаза водителя. Этот свет способен на некоторое время даже ослепить шофера, когда он, посмотрев на панель, переводит взгляд обратно на дорогу. Более того, свет ламп мешает и тогда, когда взгляд водителя целиком направлен на дорогу, потому что каждый человек обладает так называемым боковым зрением.

Однако в сумеречное время, когда дорога еще видна, а приборы уже не видны, без яркой подсветки не обойтись.

Именно поэтому во всех иномарках и некоторых отечественных моделях лампы подсветки панели приборов снабжают регуляторами освещенности всевозможных типов. Но большинство специалистов все же отдает предпочтение регуляторам с ручным управлением. В этом случае яркость свечения ламп водитель подбирает самостоятельно, сообразуясь непосредственно со своими органами чувств и желанием. Простейший регулятор представляет собой обычный реостат, включенный последовательно в цепь питания лампочек подсветки. Так устроен регулятор некоторых моделей "Жигулей".

Но проволочные реостаты имеют ряд недостатков. Например, они совершенно бесполезно расходуют мощность на собственный нагрев и весьма ненадежны, поскольку содержат в своей конструкции подверженные электроэрозии и, вдобавок, истирающиеся подвижные контакты. По этим причинам целесообразно взамен непрактичных и недолговечных простейших регуляторов применить современный бесконтактный электронный регулятор яркости ламп. Один из его вариантов и представляем вниманию читателей. Выполнен он применительно к наиболее знакомому авторам автомобилю — "Москвичу" АЗЛК-2141 (21412). Хотя при некоторой доработке умельцами его нетрудно будет приспособить и к другим моделям легковых автомобилей.

Регулятор освещенности:   а - принципиальная   схема;

б - печатная плата (с размещенными на ней элементами)

           

           

Схема регулятора (рис.) выполнена на одной цифровой микросхеме (DDI) и двух транзисторах (VT1 и VT2) На автомобиле АЗЛК-2141 подключить регулятор весьма несложно. Замыкающий цепь питания ламп транзистор VT2 (вернее, его электроды — эмиттер и коллектор) подключают "в разрыв" провода, идущего от клеммы 1 к клемме 4 разъема Х2 на комбинации (щитке) приборов типа 211.3801. Найти этот разъем на щитке очень просто: во-первых, он крайний справа (если смотреть на комбинацию приборов 211.3801 сзади), во-вторых, он черного цвета. Указанный провод аккуратно перережьте, а эмиттер и коллектор транзистора VT2 подключите соответственно к концам проводов, идущих к клеммам 1 и 4 разъема Х2.

Во избежание путаницы, сразу оговоримся, что упомянутые нами обозначения разъемов — XI и Х2 — приняты лишь у завода-изготовителя комбинации приборов, причем они нанесены непосредственно на печатную плату щитка. На заводской схеме автомобиля АЗЛК- 2141 данным разъемам соответствуют, к сожалению, другие обозначения, а именно: Х29 и Х28. Приведенные на рисунке обозначения выводов регулятора сделаны в соответствии со схемой АЗЛК: "=1 :Х28" и "=4:Х28", что означает "К клемме 1 разъема Х28" и "К клемме 4 разъема Х28". Обозначения "=74:DD(" и "=7:DDI" соответственно значат "К выводу 14 микросхемы DDI" и "К выводу 7 этой же микросхемы".

При таком включении пять расположенных в комбинации 211.3801 ламп освещения приборов (две одноваттные А12-1.2 и три трехваттные АМН 12-3), а также лампа А12-4-1 подсветки прикуривателя 11.3725 (четырехваттная) и лампа А12-1 подсветки переключателя отопителя 51.3730 (одноваттная) после включения наружного освещения будут связаны с напряжением +12В бортовой сети не напрямую, а через транзистор VT2, управляя которым обеспечивают регулировку яркости всех вышеперечисленных ламп. Регулировка ламп подсветки четырех расположенных рядом кнопочных выключателей: наружного освещения, света фар, аварийной сигнализации и обогрева заднего стекла, а также ламп-сигнализаторов, расположенных в комбинации приборов, отсутствует, но не по причине каких-либо технических трудностей, а потому, что уменьшать яркость их свечения, по-мнению многих специалистов, нецелесообразно по соображениям безопасности.

В данном регуляторе транзистор VT2 работает не в усилительном режиме, а в ключевом, то есть периодически прерывает цепь питания ламп. Иначе говоря, регулирование яркости свечения ламп здесь производится с помощью широтно-импульсной модуляции: яркость ламп прямо пропорциональна длительности вырабатываемых регулятором импульсов. Тем самым удается свести до минимума потери электроэнергии на регуляторе и существенно облегчить его тепловой режим.

Используемая в приборе частота импульсов изменяется в пределах примерно от 10 до 600 Гц (зависит от режима работы регулятора). Поскольку человеческий глаз уже не успевает реагировать на столь высокую частоту световых импульсов, свечение ламп кажется непрерывным.

Рассмотрим устройство и работу регулятора.

Необходимые для работы этой приставки импульсы вырабатывает генератор, собранный на резисторах R1...R3, конденсаторе С1, диодах VD1, VD2 и логических элементах DD1.1...DD1.3, а элемент DDI.4 включен инвертором. Формируемые на выходе элемента DDI .4 слаботочные импульсы преобразуются с помощью усилителя, выполненного на резисторах R4...R6 и транзисторах VT1, VT2, в мощный сигнал, управляющий цепью питания ламп. Параметрический стабилизатор, построенный на резисторе R7, конденсаторах С2, СЗ и стабилитроне VD3, задействован для питания слаботочной части схемы. Благодаря ему рабочие параметры схемы почти не зависят от напряжения бортовой сети автомобиля и температуры окружающего воздуха. Кроме того, стабилизатор защищает схему от импульсных перенапряжений, иногда возникающих в бортовой сети.

Длительность формируемых регулятором импульсов зависит от положения подвижного контакта потенциометра R2. Положение контакта, при котором сопротивление потенциометра минимально, соответствует максимальной яркости свечения ламп подсветки, так как транзистор VT2 при этом открыт почти непрерывно. И наоборот.

Чтобы повысить практичность этого устройства имеет смысл в качестве R2 применить потенциометр, совмещенный с выключателем. Тогда после того, как контакт потенциометра выведен в положение максимальной яркости свечения ламп, срабатывает его выключатель, перемыкая накоротко эмиттер и коллектор транзистора VT2. Поэтому даже при отказе каких-либо электронных компонентов схемы освещение панели приборов всегда будет функционировать, правда, уже без возможности регулировки.

Разместить на М-2141 потенциометр R2 удобнее всего на панели приборов в месте, где расположена заглушка гидрокорректора положения фар (она находится слева от руля, рядом с боковым воздуховодом системы вентиляции и отопления салона), который на серийные модели "Москвича" заводом пока не устанавливается.

Заметим, что минимальная яркость свечения ламп зависит от номинала резистора R1. Чем больше его сопротивление, тем слабее минимальная яркость.

В регуляторе применены резисторы типа ОМЛТ-0,25 и МЛТ-0,5 (R7). Конденсаторы С1 и С2 — керамические, а СЗ какой-либо оксидный (электролитический) — лучше всего здесь подойдут конденсаторы К50-16 или К50-35. Диоды VD1 и VD2 типа КД503, КД509, КД522 (с любым буквенным индексом). Транзистор VT1 — КТ82294 (или с индексом Б, или В, или Г). Транзистор VT2 — серии КТ837 с индексами Г, Д, П, С или Р. Микросхема DDI — К176ЛА7, либо (с некоторой переделкой печатной платы) К564ЛА7. Без какого-либо изменения цоколевки микросхемы DDI вместо четырех элементов логики 2И-НЕ допускается применить четыре элемента логики 2ИЛИ-НЕ. Тогда в качестве DDI установите микросхему типа К561ЛЕ5 или К176ЛЕ5. После некоторой доработки платы применима и микросхема К564ЛЕ5. Наконец, просто используйте четыре инвертора (из шести имеющихся) микросхемы К561ЛН2 или К564ЛН2. Входы этих элементов имеют цоколевку 1, 3, 5, 9, 11 и 13, а выходы — соответственно 2, 4, 6, 8, 10 и 12, то есть выводы 13 и 12, например, относятся к одному и тому же элементу. Естественно, чертеж платы тогда придется так же немного переработать. В любом случае питание на микросхему DDI подается с помощью выводов 14 (+9В) и 7 (-9В), что соответствует "массе" автомобиля.

Как быть, если этот полезный регулятор захочет поставить на свою машину владелец "Жигулей" или "Спутника"? Ведь "вазовские" машины более распространены, чем "Москвич". Оказывается, что приспособить данный регулятор (причем без какой-либо его переделки) несложно и к этим автомобилям.

На моделях "Жигули" ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, "Спутник" ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ- 2199 (и их модификациях) реостатного регулятора освещенности приборов нет, зато есть выключатель освещения приборов. Данный регулятор "вставляют" в разрыв провода, соединяющего упомянутый выключатель с лампами освещения. Клемму "=7:Х28" регулятора в этом случае подключают к тумблеру, а клемму "=4:Х28" — к комбинации приборов. Если сделать наоборот, то регулятор останется "жив", но лампы гореть не будут при любом положении движка потенциометра R2. Общий провод (корпус) регулятора не забудьте соединить с "массой" автомобиля.

Немного иначе следует поступить, если регулятор устанавливают на "Жигули" моделей ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107 (и их модификации). Дело в том, что у них реостатный регулятор есть, но по указанным выше причинам его все же лучше заменить на бесконтактный. Тогда реостат отключают, а вместо него подсоединяют наш бесконтактный регулятор, так, чтобы его клемма "=7:Х28" была подключена к "плюсу" питания, а клемма "=4:Х28" — к комбинации приборов.

Аналогично следует поступить и при установке прибора на старых "Москвичах" (в том числе и "ижевских"), "Волгах", "Запорожцах" и "Тавриях". Примените регулятор — и вы не пожалеете труда, затраченного на его изготовление!


Вернуться назад